Rating@Mail.ru


Счетчики

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100


Афоризм

Лысый пешему не конный.
Home География Японская татуировка
Японская татуировка
(11 голоса, среднее 4.18 из 5)

 

История

 

К самой татуировке можно относится по-разному, но не признавать её историческое влияние на разные этапы развития современного общества, по меньшей мере, глупо. Между тем и переоценивать это влияние не стоит. Она просто была, есть и надо полагать будет. Конечно это варварский обычай, пришедший к нам из мрачного и жестокого прошлого. Однако вместе с изменением менталитета среднестатистического человека менялось не только отношение к татуировке, но и её внешний вид и наполненость. Современная татуировка на высшем уровне своего проявления это скорее произведение искусства, чем обычный знак сословного отличия или клеймо преступника.

 

Удивительной самобытностью, от всех других традиций нанесения рисунков на кожу, отличается японская татуировка. О её истории и будет рассказано в этой статье.

 

Татуировка явление древнейшее. История её появления уходит в такие дерби из глубины которых современные цивилизации кажутся младенцами. Поэтому не удивительно, что татуировка в Японию пришла извне. По крайней мере, по официальным версиям, которых насчитывается целых две. Согласно первой и наиболее правдоподобной татуировка перекочевала с материкового Китая, где была известна ещё с XI до н.э. Считают, что это произошло в период Яoи (oкoлo III века дo н.э. - III век нaшeй эpы) или Koфyн (oкoлo III века нaшeй эpы - IV век нaшeй эpы), когда японская государственность только формировалась и испытывала сильное влияние материковой культуры. Правда, зачастую заимствования носили только внешний характер. Например, татуировку в Китае того времени в отличие от других стран считали недостойным занятием и использовали для «клеймения» преступников. В свою очередь найденные при раскопках курганов под Осакой фигурки xaниya говорят, что на Островах в то время отношение к татуировке было несколько другое. Эти фигурки укладывали в курган усопшим, чтобы они сопровождали их в мир мёртвых. Согласитесь преступники не самая лучшая компания для такого путешествия.

 

Согласно другой версии татуировка перешла к нынешним жителям Островов от айнов, которые жили там издревле, используя её для ритуальных и других целей. Впрочем, большинство исследователей сомневается, что примитивное искусство айнов могло оказать какое-то влияние на, «бредившую» Китаем, Древнюю Японию. Не очень объективно, если вспомнить что многие вещи от айнов японцы взять не побрезговали.

 

Кроме официальных версий существуют и неофициальные, опирающиеся на мифы. Наиболее распространена среди них история о легендарном первом властителе Японии - Джиму, чьи татуировки были настолько впечатляющи, что послужили источником вдохновения для написания целой поэмы.

 

Очевидно, изначально татуировка была привилегией правящего класса. В частности об этом пишется в «Истории трёх королевств» датируемой III веком н.э. - «в королевстве Уа (Япония) люди благородного происхождения отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки». Но со временем высшее сословие нашло себе другие привилегии, а татуировка стала уделом обычных людей. Надо сказать, что это самое «со временем», не без влияния Китая, по историческим меркам оказалось очень скоротечным. Начиная уже где-то с V века н.э. татуировку применяют как вид наказания. Причем в то время её считают настолько жёстким наказанием, что применяют как вполне адекватную замену смертной казни.

 

Человек, подвергнутый наказанию татуированием, становился отщепенцем и ему больше ничего не оставалось, как носить «клеймо» со своего рода гордостью. Но чаще стандартный рисунок скрывали под слоями новых узоров, что послужило своеобразным толчком к развитию искусства тату. Окончательно японский стиль сформировался где-то в XVII веке. К этому же времени относится появление термина «иредзуми», который используют до сих пор для обозначения японской татуировки. В переводе с языка самураев он означает «впрыскивать/вписывать тушь».

 

Как не странно преступный мир дал новую жизнь иредзуми и с другой стороны, в некоторой степени популяризировав японскую татуировку, что привело к широкому её использованию не только в среде «социальных отщепенцев». К XIX веку она становится чем-то вроде знака качества для мастеров самых разнообразных профессий. Мода эта пошла от пожарной стражи, которую набирали из самых низших слоёв общества где «преступная» татуировка давно уже завоевала своё место. Учитывая специфику работы, свои отличительные знаки стражники взяли из водной среды. Ими стали карп и дракон. Со временем тату появились у строителей, горшечников и даже носильщиков. Не стоит думать, что нанесение иредзуми носило свободный характер - что хочу то и накалываю. Нет. Каждое профессиональное сословие трепетно следило за соблюдением правил и жестоко карало самозванцев. Незавидна была судьба и тех, кто посредством незаслуженной тату пытался повысить свой профессиональный или социальный статус.

 

Повсеместное распространение татуировки не могло не сказаться на её качестве. Довольно быстро тату из разряда опознавательного знака превращается в искусство. Это происходит не в последнюю очередь благодаря развитию yкийo-e и других художественных искусств. Бытует мнение, что художественная татуировка, как и другие культурные явления того времени в Японии, Была некой отдушиной в жёстко иерархичной сословной системе. Новое сословие мещан имело много денег, но не имело практические ни каких прав и тем более власти. Всё что им оставалось - это придаваться изысканным утехам. Слушая музыку или любуясь живописью (прочем не все утехи были столь изысканы).

 

Дополнительный толчок для роста популярности тату дал театр, а точнее драматические актёры. Они ощутили в ней новый способ самовыражения. На стыке XVIII-XIX веков многие известные актёры могли похвастаться изысканными татуировками. Учитывая, какое влияние, театр оказывал на некоторые слои аристократии неудивительно, что мода на тату благополучно перекочевала в высшие сословия.

 

Не все были довольны происходящим. Так в 1868 году король Мутсушито заклеймил позором «недостойное искусство» и издал запрет на татуирование. К счастью для мастеров татуировки в этот же самый период японская тату попадает в Европу. Где благодаря газетчикам, падким на восточную экзотику, приобретает сногсшибательную популярность. Об её уровне говорит хотя бы то, что в разное время «недостойным искусством» увлеклись английский принц Эдвард, греческая королева Ольга и наш Николай II,  который, как известно, имел татуировку в виде дракона. Даже непримиримый Мутсушито вынужден был признать тату историческим наследием и немного смягчил закон. Хотя и не отменил его что, в конце концов, и сыграло фатальную роль. Японская татуировка такая популярная на Западе в самой Японии быстро проделала обратный путь и снова стала уделом преступников. Это пренебрежительное отношение сохранилось и по ныне. Например, в банях по прежнему можно встретить предупреждение, что татуированные люди здесь не желанные посетители.

 

Впрочем, западные мастера уже давно освоили японский стиль, да и в самой Японии не смотря на общественное порицание, тату преспокойно живёт. Ожидая свой очередной взлёт.

 

 

Японская татуировка очень популярна и в Европе и у нас в стране. Хотя правильнее сказать – татуировка в японском стиле. Дело в том, что настоящая японская татуировка это штучный товар, каждая из них самостоятельное произведение искусства. То же чем приходится довольствоваться большинству это – «работа по мотивам».

Не всё просто и в плане информации. Допустим, захоти вы узнать о направлениях японской татуировки, вас бы ждало серьёзное разочарование. Казалось бы куча тематических сайтов. Множество из них затрагивают, в том числе искомую тематику. Но из одного в другой вас будут ожидать только различные вариации фразы – «направлений так много, что описать их нет ни какой возможности»  и упоминание о ирэдзуми, гаман и боро. Не побоюсь поспорить с господами «авторами». Конечно, тематика обширна, но это не в коей мере не оправдывает леность. Поэтому, не почтя для себя за труд, предоставляю благодарному читателю краткое описание нескольких жанров японской татуировки.

 

Иредзуми (впрыскивать тушь) – используется как для обозначения японской татуировки в целом так и для определения татуировок которые делали преступникам. Не последнюю роль в том что эти два понятия слились в одно сыграл запрет на татуирование. Как известно преступникам закон не писан.

 

Хоримоно (вырезка, гравировка) – другое, менее распространенное на Западе обозначение традиционной японской татуировки.

 

Бокукеи, боккеи – татуировка сделанная в наказание.

 

Гаман – в отличие от иредзуми гаман не имеет никакого отношения к преступному миру. Одно время её считали чисто мужской татуировкой, но постепенно некоторые мотивы гаман перекочевали к женщинам.

 

Тебори (вырезать вручную) – вместе с Ханебори (вырезать пером) и Тсуки-бори используется для обозначения татуировок сделанных вручную.

 

Какушибори (скрытое вырезание) – «скрытая» татуировка, сделанная в недоступных для посторонних глаз местах. Например, подмышками или с внутренней стороны бедра. Так же тату выставленная на обозрение, но несущая в себе замаскированное послание. Например, иероглифы вплетенные в лепестки цветов.

 

Кебори – татуировка в виде толстых и тонких линий.

 

Боро – довольно любопытная татуировка, наносилась путём втирания рисовой пудры в порезы на коже. Её особенность в том что она не видна пока человек не начинает потеть, например принимая ванну или занимаясь любовью.

 

Хикае – татуировка, которую делают на груди.

 

Нагасодэ – наносится на запястье.

 

Шичибу – наносится на предплечье.

 

Гобу – наносится на руке выше локтя.

 

Главные образы и их значение

 

Особенность японской татуировки не только в оригинальной технике и бережно хранимых традициях, но и в удивительных и экзотических для европейского глаза образах. В своё время именно необычность этих образов вкупе с высоким мастерством татуажа позволила захватить японской татуировке умы европейских обывателей. Настолько это было таинственно и на порядок виртуознее того, что делали в самой Европе того времени.

С разных сторон можно оценивать и запрет на татуировку, который появился в Японии в XIX веке. Вроде это приостановило развитие японской татуировки как искусства, но с другой стороны позволило сохранить неизменными традиции, которые в противном случае почти наверняка были бы размыты в угоду популистским вкусам и запросам. Кстати сейчас происходит нечто подобное. Интерес к татуажу в Японии растёт и вместе с этим падает его качество. Уже не редкость увидеть «Хориши» (художник татуировки) с электрической машинкой в руках. Но ведь это так удобно! Стольких человек можно обработать. А традиции? Что традиции? Ими сыт не будешь.

Впрочем, думаю, не стоит сгущать краски. Вполне может статься, что мы наблюдаем как раз не упадок, а новый революционный скачёк японской татуировки. В конце концов, многие искусства благополучно перенесли все эволюционные перипетии и неплохо чувствуют себя в современном мире.

 

Радует, что, не смотря на все перемены, кое-что в японской татуировке остаётся неизменным. А именно основные принципы делающие её такой непохожей на другие традиции татуажа. Например, кельтскую или полинезийскую. Вот эти принципы.

Акцент на внешней части узора; кромке зачастую уделяется больше внимания, чем основному рисунку – наследие мастеров укийо-е. Надо сказать что японская татуировка несмотря на всю уникальность развивалась под сильнейшим влиянием более традиционных художественных школ и укийо-е наглядное тому подтверждение.

Главный узор (точнее то, что принято считать таковым у европейских татуировщиков) как правило, носит формальный характер и является всего лишь фоном для мелких деталей, которые и несут основную смысловую нагрузку.

Идеально просчитанная асимметрия, которая зачастую смотрится куда как гармоничнее нарочитой симметрии маори и намного приятнее бессистемной хаотичности европейских мастеров.

Большое количество небольших фрагментов выступающих своеобразным узором, оплетающим главный мотив композиции, который по существу уже перестают в таком случае быть главным.

Динамичность и статичность композиции, достигающаяся художественными методами, которые мастера тату позаимствовали у традиционной японской живописи.

Использование геометрических орнаментов, как вместо полноценной художественной композиции, так и вместе с ней. В таком случае орнамент может и не нести никакого особого смысла и выполнять чисто декоративную функцию. Иногда вместо него используют цитаты из священных текстов.

Придание дополнительной экспрессивности композиции с помощью ярких красок, подобранных таким образом, чтобы контрастировать между собой. Настоящим мастерам удаётся удивительным образом сочетать контрастные цвета, не скатываясь на кич.

Одна из особенностей японской татуировки – знание и активное использование человеческой механики, что позволяет получить интересный эффект «оживания» картинки. Нанесённый специальным образом узор при сокращении мышц как бы начинает жить собственной жизнью. Эффект тем более впечатляющий чем масштабнее татуировка.

 

Образы, используемые японскими мастерами татуажа при всём разнообразии можно разделить всего на четыре группы: мифология, религия, растения и животные. Древние легенды и сказания о подвигах бесстрашных героев послужили неиссякаемым источником вдохновения не только для писателей и художников, но и для людей украшающих кожу сходными мотивами. Надо сказать, что из-за того, что татуировка из всех видов искусства (а говорим мы отнюдь не о сакраментальном «ВАСЯ» или черепе с костями, а именно об искусстве) наиболее близка к человеку в физическом плане. Это породило особое отношение к ней у японцев. Бытовало поверие, что татуировка не отражает внутренний мир человека. Нет. Она его формирует. И та или иная татуировка способна придать человеку особые свойства – мужество, стойкость, силу и т.д. Здесь особняком стоят тату с использованием образов духов и демонов. Считалось, что такая татуировка является своеобразным носителем соответствующего духа или демона. Перечислять всю японскую нечисть здесь вряд ли уместно. Забавно наблюдать как это делают некоторые авторы пишущие об японском татуаже, ни чуть не заботясь о том что например – Нурикабэ, дух на подобии родного славянскому сердцу лешего заставляющий плутать путников, вообще-то был невидим и его мягко говоря затруднительно как бы то ни было изобразить.

 

Между тем японская татуировка богата на образы и на трактовки и без подобных инсинуаций. Вот список наиболее часто используемых из них с кратким описанием. Сразу отмечу, что значение татуировок не является чем-то застывшим во времени. Меняется человек, меняется и его отношение к тем или иным образам, но некоторые трактовки остаются неизменны. Их я и представляю.

 

Карп – благодаря пожарным командам из Эдо является одним из старейших символов смелости, мужественности и знаком стоика. Последнее впрочем, не благодаря древним пожарным, а скорее вопреки. Так как кем кем, а стоиками они не являлись. С точки зрения историков они были, чуть ли не бандитами.

 

Тигр – тут все привычно, международный символ бесстрашия был и остаётся таковым и в Японии.

 

 

Дракон – но конечно настоящим царём среди животных (и не только в татуировках) для Японцев является Дракон. Количество разновидностей этого мифического существа в мифологии Островов переходит все разумные границы. Но все они символизируют власть и силу. Причем дракон знак особый. Гармонично соединив в себе антагонистские стихии, огонь и воду, он послужит своеобразным примером борьбы и единства противоположностей, на которой в последствии будет «пастись» не один философ-востоковед.

 

Ещё одна особенность японского татуажа – придание особого символизма растениям.

 

Пион – деньги и удача во всех жизненных начинаниях.

 

Хризантема – может показаться странным, но нежный цветок - символ настойчивости и решительности. На самом деле ничего удивительного ведь хризантема так же отличительный знак японского императорского дома.

 

Лист клёна – помимо прочего символ влюблённых.

 

Цветок сакуры – куда же в рассказе о Японии без сакуры J. Один из самых известных символов страны не мог не попасть в сюжет татуировок, где он несёт значение хрупкости жизни и уходящего времени.

 

Технология выполнения

 

Одна из особенностей японской тату традиции – нанесение рисунка на всё тело. Иногда в виде одежды. Сейчас такое «истязание» не практикуется. Во многом из-за того, что татуировка потеряла тот статус, которого добилась в Средневековой Японии. И на человека с такой тату посмотрят скорее снисходительно, чем с восхищением. А между тем создание такой татуировки это испытание и для мастера и для «жертвы». Причём довольно длительное испытание, продолжающееся годами. Мастеру и человеку возжелавшему получить тату иногда приходилось жить в одном доме. В нашем стремительном мире такое трудно представить и вряд ли возможно. А ведь настоящие японские мастера по-прежнему чтят традиции и отказываются от использования тату машинок считая, что настоящий насыщенный и изысканный рисунок, можно получить только при ручной работе. И естественно ценят они свой труд высоко. Если вы решите нанести средней сложности рисунок у традиционного японского мастера, будьте готовы посещать его несколько месяцев каждую неделю и запаситесь 20 000 – 30 000 долларами. Притом что к настоящему специалисту без рекомендации попасть практически невозможно.

 

При выполнении традиционной японской татуировки мастер использует не много не мало более полутора десятка разнообразных инструментов, большую часть из которых составляют иглы. Нанесение тату происходит посредством стальных иголок (от 2 до 30 в пучке) закрепленных на длинной деревянной палочке. Каждый такой инструмент предназначен для выполнения какого-то конкретного вида работ. Толстым пучком «закрашивают» контур, а наносят его 2 иглами. Сама технология за века не претерпела особых изменений. Она делится на пять этапов, которые хоть и имеют специальное название, не особо отличаются от привычной европейской техники.

 

Судзи – первый этап.

Мастер делает набросок на коже, как правило, используя чёрную тушь. Но это не принципиально. Подойдёт любой специальный краситель.

 

Отсуми – второй этап.

Накалывается абрис композиции, по которому в дальнейшем будет воспроизводиться весь рисунок.

 

Бокаси – третий этап.

«Разукрашивание» контура. Сразу создаются все необходимые переходы цвета и тона. На этом этапе мастер пользуется матрицей состоящей из нескольких десятков иголок собранных вместе, что позволяет покрывать краской большую площадь кожи.

 

Тсуки-хари – четвёртый этап.

Детальная проработка отдельных участков композиции, которым нужно предать дополнительную выразительность.

 

Хане-бари.

Это скорее не этап, а часть общей технологии. Так сказать высшая её форма, к которой прибегают только настоящие мастера. Иглы вводятся под кожу одним точно рассчитанным ударом ладони, и проникаю на строго определенную глубину. Это позволяет достигнуть наиболее эффектных переходов и оттенивания рисунка.

 

К этому можно добавить заключительный этап, который уже не зависит от мастера. Человеку с только что нанесённой татуировкой весьма нежелательно потреблять алкоголь, так как это может вызвать серьёзное отравление организма. Так же неплохо принять тёплую ванну. Это сделает рисунок более насыщенным и стойким. Надо сказать, что последняя рекомендация весьма противоречива. Европейские татуировщики наоборот посоветуют вам воздержаться до полного заживления от бани, сауны, ванны и купания в бассейне или других водоемах. Кстати от прямых солнечных лучей первые 3 недели татуировку тоже желательно беречь.

 

Самые популярные мотивы японской татуировки это Драконы. В Японии это животное по приданиям приносит везение. Также он является символом воды – он обитает либо в облаках, либо в реках и озерах. Татуировки с драконами может быть и пользуются такой бешенной популярностью, ведь вся их жизнь связана с водой – вокруг страны море, любимое лакомство рис - тоже выращивается в воде.

Японские татуировки с тиграми тоже распространены, хотя тигров в Японии никогда не было. Такая татуировка является символом силы и могущества. Также пользуются популярностью Японские татуировки с изображением змей. Но змея в Японии – понятие негативное. Японские татуировки очень часто стилизуют под кельтский стиль татуировки.

 

За многовековую историю японской татуировки сложилась определенная техника нанесения узора. У мастеров даже имеется целый набор приборов для нанесения тату под названием "хари", включающий в себя 15 приспособлений.

Краски используют мастера растительного или минерального происхождения. Палитра состоит из нескольких основных цветов, но из них можно произвести намного больше. Молодые тату - мастера часто используют химические красители, что сокращает время, но опытные мастера этого не допускают.

Сеанс татуирования длится примерно около часа ежедневно в течение нескольких месяцев. Стоимость такого мероприятия доходит до нескольких тысяч долларов, поэтому солидный мастер работает только по рекомендации и с солидными клиентами. Кроме того, мастер никогда не будет брать несущественную работу, потому как только масштабные татуировки могут доставить удовлетворение, как мастеру, так и клиенту. Сюжеты всегда берутся с гравюр живописцев укие-э.

После всех предварительных процедур наносится контур рисунка, затем выполняется его внутренняя часть. Завершив работу, мастер непременно на бедре или подмышкой оставляет подпись, состоящую из иероглифа, имени и цифры, обозначающей поколение.

 

 

Голосование

Сколько у Вас Tattoo на теле

Поделиться

Интересное...

QR адрес страницы

QR-Code dieser Seite